Датчик скорости на LM393

  Хочу продолжить важную и интересную тему таходатчиков и тахометров. Давайте рассмотрим инфракрасный датчик скорости на компараторе LM393. Иногда пишут что это датчик скорости для Arduino. Вот так он конструктивно выглядит:
                                                                                                                    

   Для подключения платы используется 4-х штырьковый разъём - напряжение питания + 5 вольт, земля, выход цифровой DO, и выход аналоговый АО. Работает он со специальными дисками с отверстиями, их ещё называют щелевыми дисками. Сделать их можно и самостоятельно.
  Принципиальная схема датчика скорости на компараторе LM393 достаточно проста, элементов совсем немного, при желании можно повторить. А сами эти датчики сделан конечно-же в Китае.

Такой датчик скорости на LM393 можно приобрести здесь. 
  Вернёмся к регулятору оборотов двигателя на микросхеме TDA1085. Обычно используется импульсный режим работы обратной связи от таходатчика. И рассмотрим родной двухпроводный индуктивный таходатчик.                                

Визуально видно 8 полюсов у катушки индуктивности, то есть вероятно за один оборот двигателя микросхема TDA1085 получает 8 импульсов от таходатчика. Или по-другому 8 периодов синусоиды если считать такой таходатчик генератором переменного тока. Всё это я подвожу к тому - какой должен быть диск для работы датчика скорости. То есть сколько отверстий делать в диске чтобы он  работал корректно, как задумывали разработчики TDA1085.
  Далее подключаю датчик скорости на LM393 к плате регулятора. У меня на плате предусмотрена возможность подачи питания на таходатчик - устанавливаю на плату микросхему 7805 - это стабилизатор 5 вольт, а также конденсатор для развязки выхода компаратора и входа платы регулятора.      
                                    

И в заключение закрепляю всю конструкцию на двигателе для эксперимента                                             

 Снял всё это на видео:
                                                                                    


  Основным недостатком индуктивного таходатчика является то , что при небольших оборотах двигателя он выдаёт очень маленький сигнал, что сказывается на стабильности работы. В результате применения датчика скорости на компараторе LM393 улучшилась стабильность работы на малых оборотах. Это и является главным результатом проделанной работы.

Все нужные радиодетали можно приобрести  здесь  

7 комментариев:

  1. 1 подскажите пожалуйста какие выводы нужно подключить от этого китайского модуля к этой плате регулятора двигателя
    2 и где можно взять сам "круглешок" для этого модуля

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выводы GND, VCC и DO - это обозначения на датчике. Земля, питание и выход. А "круглешок" можно в Китае купить, а можно самому сделать - вырезать круг из любого материала и просверлить отверстия через равные расстояния.

      Удалить
    2. Здравствуйте.
      Щелевой диск можно использовать от компьютерной оптической мышки?
      Спасибо заранее

      Удалить
  2. Здравствуйте.Почему происходит скачок после двух тысяч оборотов?

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день Александр! Хочу обратится к вам с просьбой помочь, как к опытному инженеру. Я тоже делаю платы на TDA1085. И вот один из заказчиков попросил подключить плату датчика скорости на компараторе LM393. Выводы на плате для этого есть. я подключил. На датчике загорелись светодиоды. При прерывании луча загорается светодиод (стабилитрон) на плате регулятора оборотов. Но двигатель ни как не реагирует. подскажите пожалуйста. если это возможно. В чем может быть причина? Буду благодарен за ответ. Поскольку проект коммерческого характера. Готов подтвердить благодарность материально. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер. Что-то похожее у меня было - попробуйте сделать развязку по постоянному току - то есть поставить конденсатор между выходом датчика на LM393 и входом регулятора. Я ставил 1 мкФ, и больше ставил 4.7 мкФ . Должно заработать.

      Удалить
  4. Счетчик не рассчитан на большее количество сигналов, чем но получает от колесика при N-ом количестве оборотов двигателя. После этого датчик не регистрирует смену прорезей и метала. Нужен датчик с большим быстродействием, либо диск с меньшим количеством отверстий.

    ОтветитьУдалить